Разъяснение норм трудового законодательства, регулирующего командировки работников

22.11.2010

В рубрику «интернет-приемная» официального сайта прокуратуры Республики Хакасия поступило обращение от гражданина, в котором он просил разъяснить нормы действующего трудового законодательства, регулирующего командировки работников: «Мы ездим в командировку в г. Красноярск на автомобиле. Время командировки составляет 30 часов без отдыха. Насколько законны с точки зрения Трудового кодекса РФ такие командировки?»

Разъясняем, что в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. В данном случае - это Министерство транспорта РФ.

Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобиля, требования которого обязательны при составлении графиков работы (сменности) водителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в т.ч. работающих у индивидуальных предпринимателей и иных лиц, осуществляющих перевозочную деятельность на территории России.

Положением предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели, с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Таким образом, нахождение в пути 30 часов без отдыха, безусловно, нарушение трудового законодательства.