Федеральное законодательство направлено на борьбу с незаконным игорным бизнесом

01.12.2010

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная деятельность вне специально созданных игорных зон с 01.07.2009 запрещена.

Однако, нарушения данного закона на сегодняшний день распространены путем легализации незаконного игорного бизнеса под видом оказания услуг в сфере Интернета, проведения лотерей и др. Предприниматели активно ищут новые способы обхода действующего законодательства и не желают перемещать бизнес в специально создаваемые игорные зоны.

Органами прокуратуры республики во взаимодействии с органами внутренних дел и налоговыми структурами в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий осуществляется борьба с хозяйствующими субъектами, занимающимися незаконным игорным бизнесом. В связи с этим, возникла необходимость разъяснить предусмотренные федеральным законодательством виды ответственности за незаконную азартную деятельность.

Так, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) с назначением наказания юридическим лицам - от сорока до пятидесяти тысяч рублей, в том числе с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Ранее, несмотря на положительную судебную практику других регионов Российской Федерации, арбитражные суды Восточно-Сибирского Федерального округа придерживались той позиции, что по данной статье КоАП РФ не может наступить административная ответственность в связи с тем, что незаконная азартная деятельность осуществляется вне игорных зон.

На сегодня судебная практика кардинально изменилась. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 призвано исправить негативную ситуацию с рассмотрением арбитражными судами дел по указанному составу правонарушения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил, что запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Содержащееся в данном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Однако привлечение к административной ответственности не является исчерпывающей мерой пресечения незаконной азартной деятельности. Также эффективным является обращение прокуроров в суды общей юрисдикции в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с заявлениями в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконной и прекращении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации вне специально отведенных зон.

Анализ практики прокурорского надзора за соблюдением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр свидетельствует о неразрывности данных вопросов с проблемой соблюдения законодательства о лотереях, под видом которых во многих случаях проводятся азартные игры.

Судами деятельность лотерейных клубов с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов признается деятельностью по организации и проведению азартных игр, в связи с чем, вышеуказанные требования прокуроров удовлетворяются.

В том числе формируется положительная судебная практика применения вступившего в законную силу с 10.08.2010 Федерального закона от 27.07.2010 № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», направленная на предупреждение нарушения законодательства в данной сфере.

Так, данным законом в Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» введена норма, согласно которой проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено (ч. 8 ст. 3).

Судами при вынесении решений по исковым заявлениям прокуроров эти требования Федерального закона также учитываются.

Кроме того, за незаконную организацию азартной деятельности законодательством РФ предусмотрены меры уголовно-правового воздействия на правонарушителя. При установлении в действиях лица признаков незаконной организации азартных игр, его действия образуют уголовно-наказуемое деяние, за которое в соответствии с принципом неотвратимости наказания, наступает уголовная ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство). Срок наказания за данный противозаконный бизнес может составить до 5-ти лет лишения свободы.

В связи с этим, органами прокуратуры республики совместно с налоговыми органами и милицией организован и принимается весь комплекс предусмотренных федеральным законодательством мер, направленных на искоренение на территории Хакасии незаконного игорного бизнеса.