с 15 сентября 2015 года начнет действовать Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

17.08.2015

Решением Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 08.12.2014 №124 одобрена «Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представляет собой базовый документ предстоящей реформы российского гражданского и арбитражного процессов. Данная реформа с достаточной степенью вероятности будет реализована путем принятия нового Гражданского процессуального кодекса РФ, действие которого распространится на обе судебные подсистемы: арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Несмотря на сходство имеющихся на настоящий момент гражданского и арбитражного процессов, они во многом отличаются, и цель нового ГПК РФ и, соответственно, Концепции - привести их к общему знаменателю, унифицировать.

Унификация процессуального законодательства в новом Кодексе призвана, в том числе устранить противоречия между существующими двумя отраслями процессуального права (гражданский и арбитражный процесс).

На устранение таких противоречий и была направлена разработка Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

После почти двух лет доработки Федеральным законом № 22 от 8 марта 2015 года Кодекс административного судопроизводства вступает в силу с 15 сентября 2015 г. за исключением некоторых положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации детально урегулирован порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. По аналогии с ГПК РФ регламентирована вся процедура такого рассмотрения, начиная от подачи административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации состоит из девяти разделов.

Подавляющее большинство норм Кодекса аналогичны соответствующим нормам Гражданского процессуального кодекса РФ.

В то же время некоторые нормы КАС РФ заимствованы из Арбитражного процессуального кодекса РФ, например, правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами (ст. 64 КАС РФ), или положение, согласно которому можно приложить к административному исковому заявлению документы в электронной форме (ст. 126 КАС РФ).

Помимо заимствований из действующего законодательства в КАС РФ содержатся положения, которые установлены законодателем впервые. Например, для инициирования судебного разбирательства по правилам Кодекса необходимо будет обращаться в суд с административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ). Также впервые на законодательном уровне закреплена норма, позволяющая направлять лицу, участвующему в деле, судебные извещения и вызовы посредством СМС-сообщений либо по электронной почте, если у суда имеется расписка от такого лица с указанием, соответственно, телефона или адреса электронной почты (ст. 96 КАС РФ).

Существенные изменения коснулись и полномочий представителей. В соответствии с п. 3 ст. 55 КАС РФ представители должны представить суду не только документы, удостоверяющие их статус и полномочия, но и документы о своем образовании. Кроме того, по отдельным категориям дел предусмотрено обращение в суд исключительно через представителя, имеющего высшее юридическое образование.

Если положения ст. 251 ГПК РФ допускали, что с заявлением об оспаривании нормативного правого акта вправе обратиться в суд любой гражданин, считающий, что принятым нормативным актом нарушаются его права и свободы, и он же наделен правом участия в судебном заседании, то в соответствии с п. 9 ст. 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле, не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.

В отличие от арбитражного и гражданского судопроизводства для осуществления административного судопроизводства не предполагается создание отдельной группы федеральных судов. Рассматривать административные дела по правилам, содержащимся в Кодексе, будут суды общей юрисдикции. В настоящее время большинство категорий дел, которые перечислены в КАС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают в соответствии с нормами, установленными в гл.23 - 26.2 ГПК РФ.

Следует отдельно отметить, что введение в действие КАС РФ не упраздняет действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в силу п. 5 ст. 1 КАС РФ положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Дела, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.