Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана информационному агентству "ИТАР-ТАСС"

06.09.2012

Уровень коррупции в целом снижается, но в сфере госзакупок он только растет.

Почему уровень коррупции снижается, а количество уголовных дел в сфере госзакупок только растет? Как в регионах уводили за рубеж сотни миллионов рублей из сферы ЖКХ? Как много предприятий России вовлечены в коррупционные отношения? Первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман рассказал в интервью ИТАР-ТАСС о последних событиях на этом крайне важном для нашей страны фронте - борьбы с коррупцией.

ИТАР-ТАСС: Александр Эмануилович, несмотря на серьезные изменения в сфере борьбы с коррупцией, в обществе пока преобладает некоторое недоверие к тому, что государству удастся её искоренить. Что бы Вы ответили скептикам?

Александр Буксман: Отвечу просто. Конечно, всегда хочется видеть мгновенные результаты - сразу и сейчас. Но так не бывает. Особенно в сфере борьбы с коррупцией. Это ежедневная кропотливая работа, которая, безусловно, только начинает приносить свои плоды.

С 2010 года наблюдается тенденция снижения числа выявляемых коррупционных преступлений. В первом полугодии этого года выявлено почти 22 тысячи /за 1-е полугодие 2011 – 25 тысяч/ преступлений против государства, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более тысячи - совершенных в крупном или особо крупном размере или группой лиц. К уголовной ответственности привлечено 3110 человек /в 1-м полугодии 2011 - 4139/. Почти четверть преступлений составили взятки - за полгода выявлено 4757 /в 2011 - 5125/ фактов взяточничества, из них 187 - в крупном или особо крупном размере. Средний размер взятки по стране составил 65 тысяч рублей.

Кроме того, выявлен 241 факт посредничества во взяточничестве, из них 45 совершено в крупном или особо крупном размерах.

Снижение числа выявленных коррупционных преступлений отчасти можно объяснить общим снижением уровня преступности в стране. Безусловно возымели действие и принимаемые меры. Вместе с тем, реальный уровень коррупции, как представляется, снижается медленнее, чем число регистрируемых преступлений. А это говорит о том, что работа правоохранительных органов пока еще пробуксовывает в условиях крайне высокой латентности коррупции.

В этой связи следует упомянуть и реформирование МВД России, поскольку численность личного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции снизилась почти на треть, и это не могло не сказаться на количественных результатах работы. Но реформа была необходима для того, чтобы очистить сами правоохранительные органы от нечистоплотных работников. Теперь, когда она практически завершена, есть все основания жестко спрашивать за результаты их работы.

ИТАР-ТАСС: А вообще есть ли объективные данные об уровне коррупции?

Александр Буксман: Для выполнения рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО) Правительство РФ поручило Минэкономразвития организовать в 2010 и 2011 годах социологические исследования среди всех слоев населения в различных регионах страны, которые позволили бы оценить уровень коррупции и эффективность принимаемых антикоррупционных мер.

В 2010 году была разработана специальная методика и фондом общественное мнение (ФОМ) проведено первое исследование - по проблематике так называемой "бытовой" коррупции, возникающей при взаимодействии граждан с органами власти. Опрос проводился в 70 субъектах РФ, было опрошено 17,5 тысяч респондентов - по 250 в каждом регионе. В прошлом году было организовано второе исследование, уже направленное на оценку состояния "деловой" коррупции, то есть коррупции, возникающей при взаимодействии представителей бизнеса и государства. Итоги позволяют составить объективное и аргументированное мнение о коррупционной ситуации в России в целом.

Согласно результатам социологического исследования уровня "деловой" коррупции в России, проведенного ФОМ по заказу Минэкономразвития, в коррупционные отношения вовлечены 63 проц предприятий. По мнению руководителей коммерческих организаций, наиболее коррумпированными являлись органы внутренних дел, судебные, налоговые органы, органы МЧС, а также органы, занимающиеся вопросами предоставления земельных участков и помещений.

Показатели общественного мнения соотносятся с оценками правоохранительных органов о пораженности коррупцией отдельных сфер общественных отношений. Президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции принято решение о проведении таких исследований на постоянной основе, и это отражено в Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы.

ИТАР-ТАСС: Недавно Вы сказали, что чиновник должен быть поставлен в такие условия, чтобы боялся нарушать антикоррупционные требования? Насколько прокуроры помогают законопослушности госслужащих?

Александр Буксман: Вся система органов прокуратуры нацелена прежде всего на постоянную работу по выявлению и профилактике коррупционных правонарушений и привлечению виновных к ответственности. За полгода по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 33,2 тысячи должностных лиц, в том числе 4,6 тысяч служащих федеральных ведомств, почти 1 тысяча региональных и свыше 19,3 тысячи муниципальных чиновников. Почти 6 тысяч должностных лиц привлечены к административной ответственности.

В конце ноября прошлого года законодательно была введена возможность расторжения служебного контракта / трудового договора/ со служащим за коррупционное правонарушение.

Дисциплинирующим фактором стала и обязанность декларировать свои доходы и доходы супругов и несовершеннолетних детей. В прошлом году прокуроры выявили более 41 тысячи нарушений, по всем фактам представления недостоверных или неполных сведений о доходах требовали привлечь виновных лиц к ответственности. В этом году число таких нарушений уменьшилось.

ИТАР-ТАСС: Госзакупки, по которым ежегодно идут десятки миллиардов рублей из бюджета, - по-прежнему "золотое дно" для хищений?

Александр Буксман: Результаты наших проверок действительно указывают на стабильно высокую криминализацию закупочных отношений, в том числе значительную коррупционную составляющую. Здесь мы имеем и хищения, и завышение цен на приобретаемые товары, работы и услуги, и злоупотребления полномочиями, вымогательство взяток, нарушения конкурентной среды с использованием различных противоправных схем - то есть, целый букет. Но надо понимать, что эта сфера практически во всех странах, даже тех, где уровень коррупции традиционно оценивается как невысокий, наиболее подвержена коррупции.

В этом году по преступлениям в сфере госзакупок расследовалось порядка 600 уголовных дел, 386 направлены в суды. Причем число выявляемых нарушений только растет - за полгода прокуроры выявили почти 33 тысячи нарушений /рост - на 27%/. В суды направлено порядка 600 исков на сумму более 165 млн рублей, около 9,5 тысячи должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. 190 материалов направлено следователям, по ним возбуждено 89 уголовных дел.

Стабильно высоким остается число размещений заказов у единственного поставщика без проведения торгов либо с нарушением порядка их проведения. Такие незаконные контракты оспаривались прокурорами через суд. Например, в Кемеровской области подвергнут административному штрафу глава администрации Калтанского городского округа, на основании распоряжения которого заключен контракт на ремонт автодороги на сумму около 50 млн. рублей без проведения конкурса.

Хочу отметить, что в этой сфере мы очень плотно сотрудничаем с МВД, ФСБ, Росфинмониторингом, ФНС, а также Контрольным управлением Президента России.

ИТАР-ТАСС: После череды скандалов с закупками томографов по завышенным ценам пошла новая волна - по нарушениям в сфере ЖКХ, когда сотни миллионов рублей уходили за рубеж. В январе Генпрокуратура создала рабочую группу по противодействию хищениям средств ЖКХ. Есть ли результаты?

Александр Буксман: Конечно, результаты есть. Мы проанализировали материалы Росфинмониторинга и установили, что определенная организованная группа использовала однотипные схемы вывода денежных средств энергетических компаний, расположенных на территории Центрального федерального округа, на счета фиктивных фирм. Затем средства обналичивались, либо переводились за рубеж. По результатам проверок прокуратуры возбуждены уголовные дела. В Брянской и Смоленской областях - о мошенничестве, по фактам противоправного завладения более 127 млн. и свыше 1 млрд. рублей соответственно путем предоставления займов фиктивным фирмам. В Тульской и Белгородской областях, где руководители таких же энергокомпаний кредитовали компании, в том числе находящиеся за рубежом, возбуждены уголовные дела о незаконной банковской деятельности. Руководство Генеральной прокуратуры предложило руководителю Следственного департамента МВД РФ передать эти дела в центральный аппарат департамента для всестороннего и объективного расследования.

Эта работа велась по поручению Президента России об обеспечении эффективности использования финансовых ресурсов организациями ЖКХ. С марта этого года мы проверили более 30 тысяч организаций, дана оценка законности использования свыше 500 млрд. рублей, более 60% которых поступили из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Выявлено 25 тыс. нарушений, по материалам наших проверок возбуждено около 650 уголовных дел о хищениях, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе.

ИТАР-ТАСС: В период мирового финансового кризиса Генпрокурором России была создана межведомственная рабочая группа, которую Вы возглавили, по противодействию нарушениям со средствами, выделяемыми на поддержку экономики. Это достаточно беспрецедентная форма в новейшей истории. Продолжает ли она работу и каковы были её результаты?

Александр Буксман: Межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики продолжает работать и весьма результативно. Я напомню, что эта группа была создана в 2006 году по поручению Президента Российской Федерации, в неё вошли представители МВД, ФСБ, ФНС, Росфинмониторинга и Банка России. Приоритетным направлением ее деятельности определены декриминализация банковской сферы и противодействие теневой экономике.

Совместными усилиями пресечена деятельность ряда коммерческих банков и их клиентов, а также нескольких "финансовых площадок", участвовавших в обналичивании и конвертации десятков миллиардов рублей как на территории московского региона, так и в ряде других регионов.

В 2008-2009 годах межведомственная группа обеспечивала необходимое сопровождение принимаемых государством мер по оздоровлению ситуации в экономической сфере в период мирового финансового кризиса. Речь шла о конкретных мероприятиях по противодействию хищениям выделенных государством ресурсов, злоупотреблениям служебным положением государственными и банковскими служащими, фиктивным банкротствам, антимонопольным и налоговым правонарушениям, незаконным операциям на рынке ценных бумаг.

Сегодня деятельность группы сосредоточена на организации работы по противодействию сомнительным финансовым операциям, совершаемых клиентами кредитных организаций с использованием фирм-однодневок, которые наносят существенный вред экономическим интересам государства и добросовестным участникам финансового рынка.

По поступившим в Генеральную прокуратуру из Банка России в 2010-2012 годах информациям возбуждено свыше 40 уголовных дел по фактам хищения средств, их вывода за границу, мошенничества и иных злоупотреблений.

Подобные дела возбуждались в Москве, Северной Осетии, Дагестане, Пермском и Хабаровском краях и других регионах.

ИТАР-ТАСС: Сейчас активно обсуждается тема проверок имущества и банковских счетов госслужащих за рубежом. Есть ли у прокуратуры возможность таких проверок?

Александр Буксман: Здесь необходимо иметь в виду, что каналы официального сотрудничества, осуществляемого Генеральной прокуратурой РФ, как правило, позволяют обмениваться информацией лишь при наличии возбужденных и расследуемых уголовных дел. В 1-м квартале 2012 года в компетентные органы иностранных государств нами направлено 39 запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности. Разработан образец международного запроса с учетом специфики таких преступлений, когда используются зарубежные фирмы-посредники, счета в иностранных банках, а также с учетом особенностей законодательства ряда государств. Недавно появилась возможность международного сотрудничества по делам об административных правонарушениях. Что касается обмена информацией о наличии у чиновников собственности за рубежом в ходе проверки достоверности предоставляемых ими сведений (при отсутствии уголовного преследования), то в этих вопросах взаимодействие пока недостаточно регламентировано на международном уровне.

В этой связи с недавнего времени Генеральная прокуратура стала предусматривать в соглашениях и программах сотрудничества с компетентными структурами других стран обмен информацией по указанным вопросам.

Кроме того, расширены каналы связи с другими организациями, которые могут получать и направлять соответствующие сведения в Генеральную прокуратуру РФ (например, Росфинмониторинг, Интерпол и т.д.).

ИТАР-ТАСС: Одна из мер воздействия на коррупционеров - обращение в суд. Часто ли прокуратура пользуется этим правом для восстановления ущерба?

Александр Буксман: Обращение прокуроров в суд действительно действует отрезвляюще на коррупционеров. Причем из года в год число наших обращений в суд для устранения выявленных нарушений закона о противодействии коррупции растет. За первое полугодие прокурорами в суды предъявлено более 12,2 тыс. исков /на 31,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года/. Около 5,6 тыс. из них было удовлетворено. Но значительная часть дел в судах была прекращена /22%/ ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. Таким образом, были удовлетворены требования прокуроров о возмещении ущерба более чем на 468,5 млн рублей, что почти вдвое больше, чем годом ранее.

ИТАР-ТАСС: Правда ли, что Генпрокуратура начала подготовку специалистов по борьбе с коррупцией?

Александр Буксман: Специализированное управление – по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции – в структуре Генеральной прокуратуры существует уже 5 лет, оно было образовано в августе 2007 года. Мы повышаем профессионализм наших сотрудников, в том числе, путем обмена опытом с зарубежными коллегами. Например, в июне этого года по инициативе Российской Федерации в Генеральной прокуратуре РФ совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) прошел трехдневный семинар для контактных лиц и правительственных экспертов, участвующих в механизме обзора исполнения требований Конвенции ООН против коррупции. В нем приняли участие эксперты из Армении, Албании, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Македонии, Молдовы, Польши, Румынии, Словении, Таджикистана, Узбекистана, Украины и других стран.

Этот семинар оказался полезен для каждого из участников и стал хорошей стартовой площадкой для дальнейшего плодотворного сотрудничества в сфере имплементация положений Конвенции и оптимизации действующего законодательства различных государств для успешного противодействия коррупции во всех ее проявлениях. Накопленные российскими прокурорами опыт и знания повысят квалификацию зарубежных экспертов и позволят им применять полученные навыки на практике, а также способствовать усовершенствованию самого процесса мониторинга.

ИТАР-ТАСС: Недавно эксперты УНП ООН завершили проверку соответствия российского законодательства международным антикоррупционным стандартам. Какую оценку они дали России?

Александр Буксман: Специалисты УНП ООН совместно с экспертами из Украины и Эквадора, проведя визит в рамках обзора имплементации в российское законодательство требований Конвенции, пришли к предварительному выводу, что большинство норм Конвенции учтены и реализованы, чем остались, в целом, удовлетворены.

Вместе с тем, в ходе визита Комиссией был затребован ряд нормативно-правовых актов и информация о правоприменительной практике для дополнительного изучения. По результатам анализа будет подготовлен окончательный страновой доклад по России, изучив который можно будет делать какие-либо выводы и предпринимать соответствующие действия.

Этот визит был насыщенным и полезным для всех сторон и уже сыграл и еще сыграет немаловажную роль для укрепления борьбы с коррупционными правонарушениями.

ИТАР-ТАСС: Какие еще изменения в сфере противодействия коррупции могут ждать российское законодательство?

Александр Буксман: Государственной Думой в первом полугодии в первом чтении приняты ряд законопроектов для совершенствования системы противодействия коррупции. В первую очередь, это законопроект о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их доходам. Он предлагает механизм обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, и это позволит существенно снизить привлекательность коррупционного поведения.

На предотвращение коррупции в сфере государственных закупок направлен проект закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг".

Кроме того, в соответствии с рекомендациями ГРЕКО по распоряжению Генерального прокурора Российской Федерации начата работа по подготовке проектов изменений в Уголовный кодекс. Речь идет о том, чтобы считать взяткой не только деньги или другие выгоды, имеющие денежную стоимость, но и вообще любые преимущества нематериального характера, ввести уголовную ответственность за так называемую «торговлю влиянием», увеличить минимальные сроки давности за совершение подкупа и о других рекомендациях.

Так что работа по противодействию коррупции продолжается, она приобретает все более наступательный характер. Я полагаю, что при поддержке и более активной позиции общества мы устраним лазейки для коррупционных соблазнов.

Подготовил Александр Шашков (ИТАР-ТАСС, Москва)