16.09.2014

Анализ работы органов прокуратуры Республики Хакасия в сфере противодействия коррупции за 1 полугодие 2014 г.

В первом полугодии 2014 г. органами прокуратуры республики продолжена работа по выявлению и предупреждению нарушений законодательства о противодействии коррупции, выполнению мероприятий, предусмотренных руководящими документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2014-2016 годы, утвержденным прокурором республики, постановлениями Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Республики Хакасия.

По результатам проведенных надзорных мероприятий в обозначенном периоде прокурорами вскрыты 797 нарушений законов, что на 16,5% меньше, чем в первом полугодии 2013 г. При этом количество принятых мер реагирования в основном возросло. В частности, на незаконные правовые акты принесено 228 протестов (+12,9%), внесено 225 представлений (+5,1%), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 154 должностных лица, в суд направлено 105 исков (заявлений) (+69,3%), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 29 лиц (-9,4%). В следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 11 материалов, по которым возбуждено 11 уголовных дел (+37,5%).

По-прежнему особое внимание уделялось вопросам исполнения обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, представлению полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдению установленных запретов и ограничений.

К примеру, в текущем году при проведении проверки в Государственной жилищной инспекции РХ установлено, что государственная служащая в справке о доходах за 2012 г. не указала сведения о том, что супруг является соучредителем двух предприятий, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ. При этом в должностные обязанности последней входило исполнение контрольно-надзорных полномочий в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, в связи с чем в её действиях имелись признаки личной заинтересованности, которая влияла или могла повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей. Однако она не уведомила представителя нанимателя о возможности возникновения у нее конфликта интересов. Указанное нарушение отражено в представлении, внесенном руководителю Госжилинспекции РХ. По результатам его рассмотрения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Прокуратурой г. Черногорска при проведении проверки соблюдения городской администрацией законодательства при предоставлении земельных участков под строительство и для целей, не связанных со строительством, установлено, что 12.07.2013 на заседании Комиссии, рассматривающей возможность выбора земельного участка, принято решение о предоставлении земельного участка гражданину. При этом в заседании комиссии в качестве заместителя председателя приняла участие заместитель руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Черногорска, являющаяся супругой последнего. Являясь муниципальным служащим, в нарушение требований ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», она не приняла меры к предотвращению или урегулированию конфликта интересов при рассмотрении вопроса о выделении земельного участка своему супругу, не уведомила в письменной форме своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов. Представление прокурора города, внесенное Главе муниципального образования, рассмотрено и удовлетворено. Должностное лицо уволилось с замещаемой должности по собственному желанию.

Нарушения закона при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в перовом полугодии т.г. выявлены в Министерстве образования и науки РХ, Территориальном управлении Росимущества в РХ, Государственной жилищной инспекции РХ, УФАС по РХ.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», вступившим в силу с 01.01.2013, на лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, перечисленных в этом законе, возложена обязанность по представлению сведений о своих расходах, а также о расходах супругов и несовершеннолетних детей. Прокуратурой республики проверки исполнения названной обязанности проводятся одновременно с проверками исполнения обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В 2014 г. выявлены два случая непредставления сведений о расходах. В частности, государственными гражданскими служащими Министерства образования и науки Республики Хакасия, приобретшими в 2012 г. объекты недвижимого имущества (квартиры), на сумму, превышающую трехгодовой совокупный доход супругов, справки о расходах не представлены. Приняты меры прокурорского реагирования.

Кроме того, в текущем году в целях установления полноты нормативной правовой базы для реализации названного выше Федерального закона № 230-ФЗ прокурорами проведены соответствующие проверки, которые выявили пробелы правового регулирования в данной сфере правоотношений. В частности, прокуратурой республики опротестован приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РХ, поскольку положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утвержденное названным приказом, не было дополнено полномочиями по рассмотрению результатов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами. Протест рассмотрен и удовлетворен, в правовой акт внесены необходимые изменения.

В муниципальных образованиях Калининский, Весененнский, Доможаковский, Вершино-Биджинский сельсоветах, Усть-Абаканском поссовете отсутствовал порядок предоставления лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, муниципальными служащими сведений о своих расходах, о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в связи с чем прокурором Усть-Абаканского района главам названных выше муниципалитетов внесены представления. Всего прокурорами в целях приведения нормативной правовой базы по данному вопросу в соответствие с федеральным законодательством в органы местного самоуправления внесено 31 представление, на нормативные правовые акты принесено 36 протестов.

По-прежнему выявляются нарушения требований ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» при трудоустройстве бывших государственных служащих, в связи с чем по постановлениям прокуроров городов Абакана и Черногорска к административной ответственности в виде штрафа по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены 5 должностных лиц и одно юридическое лицо.

Кроме того, решением Абаканского городского суда от 17.06.2014 (вступило в законную силу) удовлетворены исковые требования прокурора г. Абакана об обязании МУП г. Абакана «УЖК» прекратить трудовой договор с работником, который, замещая должность государственной гражданской службы в Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, осуществлял функции государственного управления в отношении МУП г. Абакана «УЖК», однако согласия комиссии Госжилинспекции РХ по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на замещение должности в указанной организации не получил.

Учитывая, что состояние законности и правопорядка в значительной степени определяется качеством и полнотой законодательной базы, очищение региональных и муниципальных нормативных правовых актов от коррупционных норм – практическая задача для всех субъектов антикоррупционной экспертизы, в том числе органов прокуратуры.

В первом полугодии 2014 г. прокурорами на предмет коррупциогенности изучено 2888 нормативных правовых актов (далее – НПА) (+49,4% к первому полугодию 2013 г.), выявлено 184 акта, содержащих коррупциогенные факторы (-1,6%). С целью устранения коррупциогенных факторов принесено 162 протеста (+1,25%), внесено 21 требование об изменении нормативных правовых актов (-22,2%), направлена одна информация. Приведенные статистические данные показывают, что на фоне увеличения в первом полугодии 2014 г. количества изученных НПА, незначительно уменьшилось число выявленных НПА с коррупциогеными факторами, что в определенной мере может свидетельствовать об улучшении состояния законности в данной сфере. При этом доля НПА с коррупциогенными факторами органов государственной власти республики составляет 1,5% от числа изученных, органов местного самоуправления – 7,1%. Доля выявленных НПА органов местного самоуправления с коррупциогеными факторами составляет 97%.

Несмотря на принимаемые меры, анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о ненадлежащем и некачественном исполнении отдельными органами местного самоуправления возложенной законом обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы НПА. В связи с этим прокурором Ширинского района в первом полугодии т.г. направлено в суд 5 заявлений о признании бездействия органов местного самоуправления по непроведению антикоррупционной экспертизы НПА незаконным и о понуждении к ее проведению. Исковые требования прокурора удовлетворены. Прокурором г. Черногорска внесено два представления руководителям представительного и исполнительного органов местного самоуправления по фактам проведения некачественной антикоррупционной экспертизы, оба представления рассмотрены и удовлетворены.

Также городскими и районными прокурорами в текущем году проведена проверка исполнения требований законодательства о размещении на официальных Интернет-сайтах проектов муниципальных нормативных правовых актов, которая выявила отсутствие на сайтах органов местного самоуправления г. Черногорска, Алтайского, Боградского, Таштыпского и Ширинского районов установленной законодательством информации о деятельности этих органов, в том числе нормативных правовых актов и их проектов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

В связи с выявленными нарушениями законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в суд направлено 26 заявлений, внесено 21 представление, возбуждено 13 административных дел по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ (неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом). По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования производства по 6 заявлениям прекращены ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, 20 – удовлетворены, 9 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности по представлениям прокуроров, 13 должностным лицам назначены штрафы по 3 тыс. руб. каждому.

Таким образом, деятельность органов местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы НПА требует дальнейшего совершенствования.

В целом анализ проведенной работы свидетельствует, что ситуация с коррупцией продолжает оставаться напряженной и требует постоянной и согласованной работы общества, государства и граждан по преодолению этого явления. 


Возврат к списку