Отсутствие объективной возможности, как обстоятельство, освобождающее от административной ответственности

25.01.2016

Федеральным законом от 05.10.2015 № 288-ФЗ внесены изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В частности, расширен перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, иного должностного лица органа местного самоуправления, руководителя муниципального учреждения. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что названными лицами вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

Также на органы государственного контроля (надзора) возложена обязанность учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством при установлении сроков для устранения выявленных нарушений.

Федеральный закон разработан во исполнение пункта 3 поручения Президента Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № Пр-1391, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации было поручено подготовить и внести в установленном порядке предложения, направленные на исключение контрольными и надзорными органами практики применения санкций к должностным лицам местного самоуправления в случаях отсутствия объективной возможности таких лиц действовать надлежащим образом.

Как показывает практика осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления (муниципальных органов), зачастую должностные лица указанных органов привлекаются к административной ответственности независимо от того, выделялись ли бюджетные средства на реализацию соответствующих полномочий.

Теперь правоприменителям предстоит ответить на вопросы в какой форме и в какой момент должно быть осуществлено обращение должностного лица о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий; каким образом должно быть установлено, что средства на исполнение полномочий органов местного самоуправления не были выделены в установленном порядке из соответствующих бюджетов; в целях осуществления каких полномочий должностного лица местного самоуправления (собственных полномочий по решению вопросов местного самоуправления и (или) делегированных государственных полномочий) могут направляться данные обращения…