Тезисы выступлений работников прокуратуры Хакасии на выездном семинаре - совещании в муниципальном образовании г. Саяногорск, проведенном Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия»

06.06.2014

«Правовое регулирование вопросов распоряжения муниципальной собственностью и землями сельскохозяйственного назначения»

Распоряжение муниципальной собственностью - одно из полномочий органов местного самоуправления, направленных на увеличение доходной части бюджета муниципального образования с целью решения стоящих перед муниципальным образованием социальных задач. Остановлюсь лишь на некоторых вопросах, в решении которых органами местного самоуправления, как показывает практика прокурорского надзора, допускаются нарушения федерального законодательства.

Так, для эффективного распоряжения муниципальной собственностью органы местного самоуправления должны иметь четкое представление об имуществе, которое находится в их собственности. С этой целью в силу требований ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования обязаны вести реестры муниципального имущества в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424. Однако, как показали результаты надзорной деятельности, до настоящего не всеми муниципальными образованиями исполнены требования данного приказа. В связи с чем, рекомендуем самостоятельно проверить на соответствие федеральному законодательству реестры муниципального имущества и привести их в соответствие.

Распоряжение муниципальным имуществом, вовлечение его в оборот должно происходить с соблюдением принципа публичности и в условиях конкуренции. Так, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из данного правила установлены также данной статьей.

Продление срока действия данных договоров, заключенных по результатам торгов осуществляется исключительно по результатам торгов. На это прямо указано в ч. 6 ст. 53 Федерального закона «О защите конкуренции» с одной оговоркой, что её положения не распространяются на договоры, заключенные до дня вступления в силу указанного Закона.

Размер арендной платы при передаче в пользование муниципального имущества согласно ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» должен определятся независимым оценщиком, но, ни в коем случае, не устанавливаться органом местного самоуправления, как это, например, существует в муниципальном образовании Боградский район, где решением Совета депутатов муниципального образования от 04.12.2008 №286 утверждено Положение «О порядке передачи в аренду муниципального имущества» (в ред. от 11.07.2013), согласно которому, размер арендной платы устанавливается договором аренды на основании «Методики расчета годовой арендной платы». В основу расчета годового размера арендной платы положен установленный данной методикой размер арендной платы, что противоречит требованиям ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Пополнение доходной части бюджетов муниципальных образований происходит, в том числе и за счет получения арендных платежей за пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, при реализации органами местного самоуправления полномочия по распоряжению землями данной категории необходимо иметь в виду изменения в федеральном законодательстве, касающиеся срока действия договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения.

Так, Федеральным законом от 02.12.2013 № 327-ФЗ внесены изменения в ч. 3 ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которым теперь договор аренды земель сельскохозяйственного назначения для целей сенокошения и выпаса скота может заключаться на срок до трех лет. В связи с чем, все правовые акты о предоставлении земельных участков для указанных нужд, принятые после 14.12.2013, должны быть приведены с соответствие с требованиями федерального законодательства.

Еще одним моментом, на который необходимо обратить внимание, является предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для строительства и эксплуатации линейных объектов (дорог, ВЛ и т.д.).

В силу положений ч. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных

сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

При этом предоставление земельных участков для указанных нужд должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно с предварительный и заблаговременный опубликованием сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Неисполнение данных требований влечет недействительность заключенного договора аренды земельного участка.

Предоставление земельных участков из земель сельхозназначения под линейными объектами для сельскохозяйственного использования является основанием для привлечения арендатора к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП России (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием).

Нередко органы местного самоуправления допускают нарушения требований земельного законодательства при предоставлении гражданам земельных участков данной категории без их кадастрового учета. Законодательством установлены четкие требования к индивидуализации передаваемого в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Так, в соответствии со ст. ст. 6, 11.1 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы только прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, то есть в постановлениях о предоставлении земельных участков должны быть указаны кадастровые номера земельных участков, а их границы описаны с помощью геодезических координат.

Несоблюдение данных требований свидетельствует об отсутствии имущества, подлежащего передаче арендатору в качестве объекта аренды, и незаключенности договора арены, а использование гражданином такого земельного участка является основанием для привлечения его к административной ответственности, установленной ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка.

«О деятельности межведомственной рабочей группы по оценке законности региональных и муниципальных нормативных правовых актов»

С февраля 2014 г. в республике функционирует межведомственная рабочая группа, созданная под эгидой управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, целью которой является проведение мониторинга и приведение органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.

В состав группы входят представители межрегиональных, территориальных федеральных и республиканских органов государственной власти, общественных объединений. В частности, Ассоциацию «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» представляет Глава муниципального образования Усть-Абаканский район Рябчевский В.В.

По состоянию на 10.05.2014 задействованными в мероприятии ведомствами и общественными объединениями проверено 529 правовых актов, включая 100 уставов муниципальных образований. В 273 из них, в т.ч. в 94 уставах, установлены несоответствия федеральному законодательству. При этом основную долю в общем количестве нормативных правовых актов, требующих корректировки, составляют муниципальные правовые акты (81 %).

Информация о выявленных нарушениях ежемесячно направляется в органы государственной власти и местного самоуправления.

За истекший период по направленным предложениям с требованиями законов согласованы 22 правовых акта, из них только 1 ~ муниципальный. Тем самым, остается проблема медленного приведения в соответствие с законодательством нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

С целью ее решения прокуратурой республики приняты дополнительные меры организационного характера.

16.05.2014 на семинаре, организованном Аппаратом Правительства Республики Хакасия по вопросам муниципального нормотворчества, представителями прокуратуры до органов местного самоуправления доведена важность и необходимость проводимого группой мониторинга, подчеркнута заинтересованность муниципалитетов в такой форме сотрудничества.

В рамках заключенного соглашения нами также задействован потенциал Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», которой предложено обеспечить методическое сопровождение и координацию деятельности органов местного самоуправления по корректировке муниципальной нормативной правовой базы.

Поскольку группа образована сроком на 6 месяцев, предполагается, что работа по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями законов на основании предложений ее членов должна быть завершена к августу т.г.