Обзор основных изменений федерального законодательства о местном самоуправлении в 2013 году

27.01.2014

Действующее законодательство о местном самоуправлении наиболее ярко представлено Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С начала действия данного правового акта принято 79 законов о внесении в него изменений и дополнений. Только в истекшем году закон изменялся 12 раз.

Новшества коснулись правоотношений в различных сферах: изменены по содержанию и объему вопросы местного значения поселений, районов, городских округов (дополнены полномочиями на организацию и проведение мероприятий по территориальной обороне; на утверждение схем размещения рекламных конструкций в городах и районах; на разработку и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов); установлены дополнительные случаи досрочного прекращения полномочий глав муниципального района и городского округа в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации; изменен подход к оказанию финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней; установлена обязанность проведения органами местного самоуправления экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также оценки регулирующего воздействия проектов таких актов в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов; скорректированы полномочия и терминология к сфере образования и медицинского обслуживания и т.д.

03 ноября 2013 года у органов местного самоуправления, принявших (издавших) муниципальный правовой акт, не имеющий нормативного характера, возникла обязанность незамедлительно приостановить его действие в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Такое предписание может быть вынесено Уполномоченным одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности и действует до вступления в законную силу судебного постановления.

С 14 ноября 2013 года исключено положение о том, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются по пропорциональной избирательной системе. Условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств могут быть определены законом субъекта Российской Федерации.

С 1 января 2014 года введен новый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведен в соответствие с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 30 января 2014 года из вопросов местного значения муниципальных образований исключается осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

С 1 июля 2014 года муниципальные образования в соответствии со своей компетенцией будут присваивать адреса объектам адресации, изменять, аннулировать адреса, присваивать наименования элементам улично-дорожной сети и элементам планировочной структуры в своих границах, изменять, аннулировать такие наименования, размещать информацию в государственном адресном реестре. Изменение вызвано тем, что с 1 июля 2014 года вступает в силу закон о федеральной информационной адресной системе, определяющий порядок ведения реестра адресов в России. Оператором адресной системы является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или подведомственное ему государственное учреждение, а органы местного самоуправления будут нести ответственность за достоверность, полноту и актуальность размещаемых ими в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Интенсивное изменение федерального законодательства требует от региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления оперативной синхронизации нормотворческих процессов. Изложенное позволяет предположить, что в 2014 году мы станем свидетелями активного изменения республиканской и муниципальной нормативной правовой базы. Органы прокуратуры готовы принять участие в указанной работе путем подготовки предложений о принятии необходимых документов, проектов нормативных правовых актов, замечаний на проекты нормативных правовых актов, участия в их обсуждении, использовать иные предоставленные законом полномочия.