Особенности оснований внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Особенности оснований внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
06.04.2017

Порядок организации и проведения внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентированы статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены коррективы и дополнения в основания осуществления внеплановых проверочных мероприятий, которые действуют с 01.01.2017. В частности, дополнительными основаниями являются:

- заявление юридического лица, индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии), на осуществление иных юридически значимых действий (если такая проверка предусмотрена правилами по их выдаче);

- мотивированное представление должностного лица органа контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки обращений и заявлений, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и др., а также причинения такого вреда;

- заявления граждан в органы Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей при предварительном соблюдении претензионного порядка.

При этом если заявитель желает направить в контролирующий орган обращения в электронном виде, то он должен использовать средства информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (к примеру, через регистрацию на портале государственных и муниципальных услуг).

Предварительная проверка (то есть без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) в обязательном порядке должна проводиться контролирующим органом при отсутствии достоверных сведений о подлежащем к проверке лице либо достаточной информации об указанных фактах угрозы либо причинения вреда.

Внеплановые проверки законом запрещено проводить по анонимным обращениям, в связи с этим законом введена обязанность органов контроля (надзора) по принятию разумных мер к установлению обратившегося лица. При установлении в ходе проверки данного обстоятельства либо заведомо недостоверных сведений заявителя, проверка подлежит прекращению.

Указанные изменения в закон способствуют исключению организации необоснованных внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, проведенный мониторинг организованных Управлением Роспотребнадзора по РХ проверочных мероприятий по жалобам граждан о защите прав потребителей показал, что в 1 квартале 2017 г. из 84 обращений проведены внеплановые проверки только по 3, поданным с соблюдением требований закона о претензионном порядке (в 1 квартале 2015 г. – по 29 заявлениям; в 1 квартале 2016 г. – 48).

Таким образом, в случае нарушения требований федерального законодательства при организации контролирующими органами проверочных мероприятий юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обращаться в органы прокуратуры республики для решения вопроса о принятии мер реагирования, направленных на их защиту.