О результатах рассмотрения обращения Главного федерального инспектора в РХ на установление муниципальными образованиями необоснованно завышенных ставок арендной платы за земельные участки

О результатах рассмотрения обращения Главного федерального инспектора в РХ на установление муниципальными образованиями необоснованно завышенных ставок арендной платы за земельные участки
18.06.2010

В связи с многочисленными обращениями предпринимателей на необоснованно завышение органами местного самоуправления ставок арендной платы за земельные участки, органами прокуратуры проведена проверка в сфере соблюдения федерального законодательства при утверждении органами местного самоуправления арендных платежей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РХ от 23.01.2008 № 05 утверждено Положение о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, согласно п. 2.2 которого при расчете арендной платы применяется коэффициент Кв, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка.

После принятия Правительством РХ указанного постановления, во исполнение положения п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, согласно которому общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации, 16.07.2009 Правительством РФ принято постановление № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Согласно основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендная плата определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

Вместе с тем, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, а также произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих потребностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 11.05.2004 № 209-О, при установлении уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы государственной власти и местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление коэффициента Кв противоречит принципам федерального законодательства.

Следовательно, коэффициент Кв, применяемый для расчет арендной платы за земельные участки и предусмотренный в п. 2.2. Положения и устанавливаемый органами местного самоуправления в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, не соответствует принципу экономической обоснованности, так как не поставлен в зависимость от анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на доходность земельного участка в конкретной зоне.

В связи с чем, прокуратурой республики на п. 2.2 Положения о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденное постановлением Правительства РХ от 23.01.2008 № 05, принесен протест.

Необоснованно завышенные коэффициенты Кв выявлены в Боградском районе. Так, при аренде земель промышленности данный коэффициент установлен от 12 до 90, за земли энергетики - от 25 до 500, за земли особо охраняемых природных территорий – 40.

В г. Саяногорске коэффициент Кв при аренде земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, установлен в размере от 8,89 до 100, за земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, в том числе городскими лесами, скверами, парками, а также за земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, коэффициент Кв установлен в размере 100%.

Необоснованное завышение данного коэффициента выявлено также в Ширинском районе.

На территории Таштыпского района решением Совета депутатов от 26.12.2008 № 101 установлен перечень видов разрешенного использования земельных участков, который не является подробным.

Кроме того, в соответствии с решением Ширинского районного суда от 23.03.2009 удовлетворено заявление прокурора Ширинского района к Совету депутатов муниципального образования Ширинский район о признании противоречащим закону решения от 29.02.2008 № 138, которым утверждены коэффициент Кв 15 для земельных участков, предоставляемых гражданам для садоводства и дачного строительства в водоохранных зонах озер, на землях особо охраняемых природных территорий и объектов, и применяемый для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Ширинский район, в связи с отсутствием экономических расчетов данного коэффициента.

По выявленным нарушениям горрайпрокурорами принесено 8 протестов на нормативные правовые акты органов местного самоуправления, утвердивших коэффициенты по видам разрешенного использования и категориям земель, направлено требование о принятии мер по проведению экономического обоснования данного коэффициента (находятся на рассмотрении). В настоящее время в интересах субъектов малого предпринимательства в Арбитражном суде РХ оспаривается решение Совета депутатов МО Ширинского района от 29.02.2008 № 138 «Об утверждении коэффициента КВ в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, применяемого для расчета арендной платы на территории муниципального образования Ширинский район».