Прокурорский надзор за исполнением законодательства и соблюдением прав хозяйствующих субъектов органами государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия в сфере градостроительной деятельности

18.06.2010

Прокуратурой республики по поручению Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка исполнения законодательства и соблюдения прав хозяйствующих субъектов органами государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия в сфере градостроительной деятельности.

В уполномоченных органах власти республики в сфере градостроительства: Министерстве по градостроительной и жилищной политике РХ, администрациях городских округов, муниципальных районов и поселений, а также организациях, обладающих разрешительными функциями, выявлены нарушения федерального законодательства, отсутствие муниципальных правовых актов по вопросам градостроительной деятельности и правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие закону.

Так, прокурорами Бейского, Аскизского, Алтайского и Усть-Абаканского районов в муниципальных правовых актах установлены противоречия требованиям земельного и градостроительного законодательства. В частности, Правилами землепользования и застройки не предусматривались положения по проведению публичных слушаний, подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления, установлению предельных (минимальные и (или) максимальные) размеров земельных участков, карты градостроительного зонирования. Отдельными Правилами определялся порядок внесения изменений в такие Правила в случаях, не предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Прокуратурой Бейского района установлено, что отдельными главами муниципальных образований правила землепользования и застройки приняты с превышением полномочий, так как утверждение таких правил согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ относится к компетенции представительных органов местного самоуправления.

В муниципальном образовании Аршановский сельсовет правила землепользования и застройки не разработаны и не приняты.

Уполномоченным органом региональной власти в сфере градостроительства – Миниградом РХ допускались нарушения порядка согласования структуры ведомства, сроков и порядка проведения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, истребуются излишние документы, что влечет создание для хозяйствующих субъектов административных барьеров и условий для коррупционных факторов.

Так, Министерством изменена структура ведомства путем создания подведомственного АУ РХ «Государственная экспертиза РХ» и передачи учреждению полномочий по оказанию государственной услуги по проведению единой государственной экспертизы. Вместе с тем, с Росстроем данная структура не согласована, чем нарушены требования Градостроительного кодекса РФ, приказа Минрегиона РФ от 03.05.2007 № 35 «О порядке согласования Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству структуры органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий».

Вопреки требованиям Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, в Министерстве заявления хозяйствующих субъектов о проведении государственной экспертизы не регистрируются в установленном порядке. По заявлениям предпринимателя Плисевич А.В., ОАО «Черногорскпромстрой», НО «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» помимо документов, предусмотренных указанным Положением, незаконно истребованы дополнительные документы, в том числе копии паспортов, свидетельств о постановке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на учет в налоговом органе, учредительных документов и уставов юридических лиц, правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительных планов земельных участков, лицензий, а также по ним нарушен срок проведения государственной экспертизы.

Ранее, в октябре 2009 г., в Минграде Хакасии выявлялось нарушение антикоррупционного законодательства при оказании платных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере реализации государственных полномочий. Начальником отдела государственной экспертизы, после проведения экспертизы проектной документации и выдачи отрицательного заключения, по устной договоренности с двумя предпринимателями проводились повторные экспертизы проектной документации без взимания 30 % от стоимости первичной экспертизы, с последующей выдачей положительного заключения. Вместе с тем, при проведении повторных государственных экспертиз иным хозяйствующим субъектам Министерством плата в размере 30 % от стоимости первичной экспертизы взималась. Также был выявлен факт расчета стоимости экспертизы, проведенной с нарушением требований вышеназванного Положения, что повлекло взимание завышенной платы за экспертизу с ООО «Грейд-Б».

Представление прокуратуры республики по этому поводу было рассмотрено Министром, которым сообщено, что нарушения законов устранены, незаконно полученные денежные средства вышеуказанному обществу возмещены, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Проверкой в порядке контроля в Министерстве установлено, что меры к реальному устранению нарушений федерального законодательства приняты не были, в связи с чем Министром проведена служебная проверка, по ее результатам 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Горрайпрокурорами выявлены нарушения федерального законодательства в деятельности органов местного самоуправления в части информационного обеспечения градостроительной деятельности, выдачи разрешительных документов на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

Так, прокурором г. Саяногорска в администрации города установлено, что вопреки Градостроительному кодексу РФ отсутствует систематизация свода документированных сведений о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иных данных, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

При проверке исполнения законов о соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при подключении объектов строительства к коммунальной инфраструктуре прокурором г. Саяногорска в МУП «Енисейводоканал» установлено незаконное взимание платы за выдачу технических условий для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Прокуратурой г. Черногорска выявлено, что ООО «Хакасский ТЭК» необоснованно взимается по инвестиционной программе плата за выдачу технических условий и подключение к тепловым мощностям Общества при отсутствии на территории городского округа программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, а также правового акта, устанавливающего плату за подключение к системам инженерно-технического обеспечения. Главой города при этом не принимается мер к разработке правовых актов в сфере подключения к системам коммунальной инфраструктуры.

В целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратурой республики используются полномочия, предусмотренные ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Так, в 2009 г. в Арбитражный суд РХ ООО «Елена» направлено заявление о признании незаконным решения администрации г. Абакана об отказе в выдаче разрешения на строительство производственного здания с административными помещениями на земельном участке в г. Абакане. В порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 52 АПК РФ, прокуратура республики вступила в дело с дачей заключения по поддержке позиции хозяйствующего субъекта, поскольку установлено, что администрация города неправомерно требовала от общества дополнительные, не предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы (лицензию на осуществление добычи подземных вод, дополнительное согласование места размещения автономных источников инженерно-технического обеспечения, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с соответствующими государственными органами). В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ вышеназванные документы должны предоставляться для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Решением Арбитражного суда РХ заявление ООО «Елена» удовлетворено, в вышестоящие суды не обжаловалось, вступило в законную силу.

В целом, по результатам настоящей проверки вскрыто 101 нарушение федерального законодательства, принесено 26 протестов на незаконные правовые акты (удовлетворено – 22, на рассмотрении – 4), внесено 17 представлений об устранении нарушений законов (рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо. Аппаратом прокуратуры республики Министру по градостроительной и жилищной политике РХ внесено представление об устранении нарушений градостроительного и административного законодательства (рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо).

Наличие вышеуказанных нарушений законов в действиях органов власти и местного самоуправления, отсутствие надлежащего контроля со стороны уполномоченного министерства не способствует реализации хозяйствующими субъектами своих прав и развитию бизнеса в сфере градостроительной деятельности.